Чаепитие у казахов. В жизни казахов чай и чаепития занимают важнейшее место

Обожаю чай. Пью его очень много и очень часто. Никогда не пыталась сосчитать, сколько чашек ароматного напитка я выпиваю в день. Все потому, что я большую часть своей жизни прожила в Казахстане. А там, как известно чай пьют всегда, «перед всем и после всего».

Привычка есть привычка, и переехав в Россию, я обратила внимание на то, что заварка здесь несколько отличается от той, к которой я привыкла.

Не спорю, черный байховый чай из специализированных магазинов выше всяких похвал. Но согласитесь, такое «лакомство» не на каждый день. А вот масс-маркет, который стоит на полках в магазинах не отличается разнообразием и, главное, насыщенностью вкуса и аромата.

Перепробовав несколько видов стало ясно, что казахский чай мне ничто не заменит. И теперь, родственники, приезжающие ко мне в гости, привозят с собой огромные килограммовые пачки чая «Ассам».

Это один из самых популярных видов чая, который пьется в Казахстане. Он очень крепкий, ароматный и густой. Мне привозят гранулированный классический, к которому я привыкла. А вообще его несколько сортов: «Листовой классический», «Вечерний», «Утренний», «Ассам GOLD» и разные фруктовые смеси. Ну и естественно то же самое, но в фильтр-пакетиках.

Чай упакован в фольгу.

А вот так выглядят гранулы. Не слишком крупные и не мелкие. Пыли практически нет.


Небольшое лирическое отступление.

Жители Казахстана (не только казахи, но и русские, и другие народности, живущие на этой земле) пьют чай не разбирая времени и места. Его пьют сам по себе, до еды и после, по любому поводу и без. За завтраком обычно выпивается не меньше 2-3 пиал или чашек чая. Зайдя в гости будьте уверены, вас обязательно напоят ароматным терпким горячим напитком и накормят вкусняшками.

Кстати, если вы впервые в гостях у казахов, обратите внимание на то небольшое количество чая, которое налито в вашу пиалу. Это не жадность, как можно подумать, а проявление уважения к гостю.

Чай традиционно не доливают в пиалу примерно на 2 пальца от края (в разных регионах по-разному – немного больше или немного меньше). И, по мере выпивания напитка будут наливать еще. Таким образом в вашей чашке всегда будет горячий чай.

Как показать, что вы больше не хотите чай? Можно, например, перевернуть пустую пиалу на блюдце или положить ее на бок. А можно просто положить в пиалу чайную ложку. Но даже после этого гостеприимные хозяева будут уговаривать вас выпить еще оду пиалу.

Кроме этого существует еще масса других нюансов, которые посторонний наблюдатель может не заметить, но которые играют огромную роль в чаепитиии. И если все это описывать, отзыв выйдет просто огромным.

Как заваривается правильный казахский чай?

В небольшом металлическом чайнике делается очень крепкая заварка. Берется примерно 2-3 столовые ложки сухой заварки на 250 мл кипятка. Затем чайник несколько минут подогревается на плитке. А теперь можно наливать чай. В Казахстане его любят с молоком или сливками. Я предпочитаю с концентрированным молоком. С ним чай приобретает особенный вкус .

В пиалу или чашку наливается примерно 2 столовые ложки молока (или одна деревянная, как я привыкла видеть), затем заварка через ситечко и в конце кипяток. Количество заварки каждый раз будет разное и соответственно вкус чая тоже будет немного различным.

А вот так выглядит мой ежедневный напиток.

Чайная церемония по-казахски

«Если пиала горячего напитка обожгла только тело, значит, вы пили воду.
Ибо чай согревает и душу»

Так говорил Абай о чайной церемонии на казахской земле.

Н.Бунэ "Из цикла гости"

Сегодня хочу рассказать вам о необыкновенно вкусном напитке, который мне посчастливилось попробовать в своей жизни - это НАСТОЯЩИЙ казахский чай!!! Я живу на востоке одного из самого большого региона России - Оренбургской области, в тридцати километрах от Казахстана. Неудивительно, что большая часть населенных пунктов нашего района носят казахские названия, да и проживает в нашем муниципальном образовании более 30% казахов. Обожаю их национальную кухню, не раз бывала за гостеприимным казахским дастарханом, да и сама люблю готовить бешбармак и баурсаки... Но ЧАЙ - это что-то особенное, необыкновенное и необычайно вкусное!!!


Н.Бунэ "Мелодия"

Вообще питье чая, причем в достаточно больших количествах, – одна из самых симпатичных казахских традиций. По пять–семь пиал чая за завтраком, обедом и ужином – это вполне нормальное явление.

Один немецкий этнограф писал по этому поводу: «Потребление чая достигает огромных размеров. Если о русском можно сказать, что он пьет столько чаю, сколько возможно себе представить, то казах пьет еще вдвое больше...»


Н.Бунэ "Из цикла гости"

Из истории

Чай занял свое место в культуре питания казахов не в одночасье. До середины XIX века чай пили в основном только зажиточные казахи. Вторая половина XIX века – это время, когда чай начинают пить во всех слоях казахского общества, и он постепенно становится любимым напитком: «Кирпичный чай во всеобщем употреблении; у богатых самовары, у бедных медные и чугунные чайники, или просто варят в казанах. Богатые пьют и байховый чай». Этнографу А.Н. Харузину, путешествовавшему в конце 1880-х годов по Букеевской степи, предлагали чаю в каждой встреченной на пути юрте – без чаю нельзя было отпустить гостя.




Ни одно угощение не обходится без чая

Казахи пьют чай «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», - писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И действительно, если посмотреть, когда казахи пьют чай, то строго установленных правил для этого нет: его пьют и до и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Пожалуй, правило одно – ни одно угощение не обходится без чая.

Вот основные обрядовые чаепития. Так, женские трапезы при совершении обрядов детского цикла, таких как шилдекана (сбор молодежи в вечер рождения ребенка), бесикке салу (положение в колыбель), кыркынан шыгару (сорокодневье), тусау кесу (перерезание пут) всегда начинаются с чая, после чего гостей угощают мясом. Непременно угощают чаем друзей жениха и невесты после ее умыкания, пока весть об этом идет до ее родителей. Чай подают на поминках после бешбармака или отварного мяса, готовят во время обряда моления дождю (тасаттык, жанбыр бер), после похорон.

Сундучок для плиточного и байхового

Распространение чая привнесло в быт казахов определенную утварь. Традиционно казахи хранили деревянную посуду в специальных войлочных сумках – аяк кап, вытянутых в длину и закругленных к низу. В них же стали хранить и перевозить и фарфоровые кесе, широкие туркестанского типа чашечки-пиалы. В наши дни практически в каждом доме есть деревянные ложки – ими наливают молоко в кесе.


Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандык – деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Там хранилось все, что нужно для чаепития: помимо самого чая, сладости, сахар, печенье, конфеты.


С молоком, солью и талканом

Сегодня казахи пьют черный чай с молоком, но так было не всегда. На способы заваривания чая у казахов оказали влияние традиции чаепития тех народов, у которых казахи заимствовали чай.

Северные казахи, в том числе букеевские, к которым чай пришел от татар и русских, по-видимому, поначалу пили черный чай без молока. Казахи, соседящие с калмыками, пили так называемый «калмыцкий чай» - с молоком, маслом и солью. Казахи Алтая и до недавнего времени добавляли в чай, помимо молока, сливки, сметану, талкан, сало, соль или сахар. Казахи юго-западных районов Казахстана, как и туркмены северо-западной Туркмении, особым образом, заправляя его горячим жирным верблюжьим молоком.




Казахи Алтая

Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, пресное кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и кипятят, «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках.

Самый распространенный способ заваривать чай следующий. В заварном чайнике делают крепкую свежую, обязательно горячую заварку, для чего этот чайничек держат на маленькой электрической плитке. Рядом с хозяйкой также находится какая-нибудь посудина с кипяченым молоком и кипящий самовар. Сначала в пиалку (кесе) наливают молоко (обычно его разливают деревянной ложкой, и тогда это одна полная ложка), затем через ситечко чай из заварного чайника, а потом добавляют кипяток из самовара. Соотношение заварки и кипятка устанавливается «по ощущению», поэтому каждый раз чай имеет несколько иной вкус.


К чаю непременно подают молочные продукты: балкаймак – сливки, томленые на огне, сушеный сыр курт, сыкпа и иримшик из пресного молока, а также сладости: сахар, конфеты, варенье, печенье, пряники. Из традиционных кушаний всегда на дастархан выкладывают баурсаки, которые в наши дни делают не только из пресного, но и дрожжевого теста.

Казахи шутят: «Утром пьем чай с баурсаком, в обед пьем чай с куырдаком, вечером пьем чай с бешбармаком».


Чай «с уважением»

По традиции, у всех народов Центральной Азии, пиалу не положено наливать до краев. Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте.

Чаепитие происходит следующим образом. Собравшиеся сидят за дастарханом – расстеленной скатертью. Гостей рассаживают, как и прежде, «по почету»: самых уважаемых в тор (почетное «верхнее» место), дальше от входа. Тот, кто разливает чай, обычно женщина, сидит ближе к выходу. Перед ней – самовар и все, что нужно для чая. Тут же стоит поднос с пиалами. Она разливает чай с молоком и передает пиалу каждому, начиная при этом с самых почетных гостей. Выпив чай, гость передает пиалу обратно, и ему наливают новую порцию.

Чая, как и раньше, пьют много; хозяева все время смотрят, чтобы пиала гостя не была пустой. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: опрокинуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще одну пиалу.


Разливать чай – это искусство, и нужно это делать мастерски, чтобы открыть все качества и оттенки чая. Фигура того, кто разливает чай, очень важна для казахов. В прошлом на больших торжествах и особенно многолюдных празднествах или поминках этим занимались молодые мужчины.

Сегодня у казахов этим мастерством владеют женщины, обычно именно они разливают чай, и к ним предъявляют особые требования. Надо хорошо заварить чай, правильно разлить его, подать гостям в том порядке, какого требует традиция, а потом еще не перепутать, где чья пиала, когда гости начнут подавать пустые чашки. Надо следить, чтобы всегда был кипяток, и заварка не кончалась, а посуда не должна греметь. Женщина, разливающая чай, должна правильно сидеть, не поворачиваться к гостям спиной. Можно сказать, что во всей чайной церемонии фигура женщины, разливающей чай, приобрела для казахов особое эстетическое значение. Как свидетельствуют казахстанские этнографы, женщина, разливающая чай, должна быть расторопной и внимательной. Поскольку она оказывается в центре внимания, она должна выглядеть опрятной, движения ее должны быть плавными. Гости наблюдают за ней. От ее умения наливать и подавать чай во многом зависит атмосфера застолья, уровень приема гостей».


Заубекова.Б. "Казахская мадонна"

В обслуживании торжественных трапез принимает участие вся женская половина семейства – дочери, невестки; им в помощь приглашают родственниц и соседок. После окончания торжества этих женщин собирают на отдельное чаепитие и одаривают (отрезами, платками или деньгами), специально выделяя ту, которая разливала чай.

В ежедневных семейных чаепитиях, чай разливает мать или старшая дочь. Разливать чай девочек специально не учат, обычно они видят, как это делает мать. В доме, где живет женатый сын, чай разливает невестка (келин). Если при выборе невесты для сына наблюдали за ее походкой (походка должна была быть спокойной), за умением управляться с утварью (не гремит ли посудой, ставя поднос с кесе), то когда она становилась молодой женой, ее оценивали по тому, как она разливает чай. Раньше, да иногда и теперь в сельской местности, через несколько дней после свадьбы в дом, где живут молодые, приходят старухи и пожилые женщины на угощение оценить новую келин. И не последнюю роль в этой оценке будет играть ее умение разливать чай. В наши дни в некоторых местах за первым чаем невестку поощряют – каждый, кому она налила чай, кладет небольшую сумму денег, а поскольку выпивают не одну кесе чая, то в конце чаепития слагается довольно-таки приличная сумма. Так делают, например, казахи в Западном Казахстане и российские казахи Оренбуржья.

http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=1225
http://kuking.net/10_562.htm
http://metenkov.narod.ru/gallery/Bagaev/Bagaev_06.htm


1891 год. Делегация казахов в г. Оренбурге.

В Оренбурге создан уникальный комплекс, который называется "Национальная деревня" . Насколько я знаю аналогов в России нет. Национальная деревня – это русский, украинский, мордовский, казахский, татарский, башкирский, немецкий, чувашский, армянский и белорусский дворы - подворья. Именно эти национальности составляют основной состав нашей области. Каждое подворье строилось за счет национальных общин и национальных организаций на их собственные средства. В каждом подворье есть национальный дом, в котором располагается музей. На подворье также есть дом-ресторан национальной кухни.

Казахский центр представляет собой двухэтажное здание, возле которого расположились три большие белые юрты. Первый этаж здания занимает ресторан казахской кухни. На втором - зал для приемов, точно имитирующий юрту, зал для переговоров. Также в здании есть помещения, в которых расположена типография, классы для преподавания казахского языка, музыки и танца, редакция газеты. Казахи вложили немалые средства в строительство своего комплекса. И получился шедевр архитектуры оренбургских казахов. Проект имеет коммерческий характер. Часть средств, заработанных центром, идет на развитие казахской культуры и языка.










Чай, в привычном понимании, может обладать разными оттенками вкуса или цвета, но чаще всего – он сладкий. Но даже для тех, кто пьет чай без сахара, покажется довольно странной мысль пить чай с солью. На первый взгляд, это одно из тех сочетаний, которые неизменно вызывают недоумение или улыбку, вроде колбасы с вареньем. Однако, существует среди огромного множества рецептов и соленый чай, как один из национальных напитков этнической кухни.

История атканчая

Называется необычный соленый напиток атканчаем или в тибетской версии – часуйма. Он издавна был традиционным напитком уйгуров, кочевого народа, живущего на границе с Китаем. Через их земли проходил знаменитый Шелковый путь, по которому в Европу везли не только шелк, но и чай.

Атканчай представляет из себя крепко заваренный черный байховый чай, разведенный молоком и приправленный солью. Иногда в него добавляют сметану или масло. Хотя основа рецепта одна, в каждом районе, селении, даже семье он имеет свои особенности приготовления, которые тщательно сохраняются из поколения в поколение.

Существует легенда, связанная с распространением атканчая. Согласно ей, один суфийский монах, путешествуя по землям Туркестана, выбился из сил и попросил приюта в одном из домов небольшого селения, расположенного рядом с китайской границей. Гостеприимные хозяева не только приютили монаха, но и угостили его необычным напитком, после которого силы странника восстановились за считанные минуты, тело наполнилось энергией, а разум прояснился. Удивленный путешественник выпросил у хозяев рецепт чудесного напитка и с тех пор рассказ о нем распространился по миру. Согласно легенде, монах дожил до 100 лет и много сил посвятил изучению свойств соленого чая.

Сегодня чай с солью распространен во многих регионах Восточной Азии: его пьют монголы, калмыки, киргизы, казахи. И хотя у каждого народа этот чай имеет свое название, основа рецепта остается похожей.

Полезные свойства

Несмотря на свой необычный вкус, соленый чай способен придавать силы, утолять жажду, бодрить и снимать усталость. Его и сейчас часто подают по утрам, в качестве сытного завтрака, который утолит голод до следующего приема пищи. Недаром его пили древние кочевники, тратившие много сил на ежедневные переходы.

Также, благодаря содержанию соли, атканчай благотворно влияет на поддержание оптимального водно-солевого баланса организма, нормализует работу всех органов желудочно-кишечного тракта. Зимой горячий атканчай защищает от простуд и других последствий холодной погоды.

Считается, что соленый чай способен повышать способность к концентрации, прояснять ум. Его рекомендуют пить при активной, насыщенной мозговой деятельности, чтобы избежать переутомления.

Хотя свойства чая с солью пока не изучены полностью, какие-либо побочные эффекты от его употребления выявлены не были.

Рецепты приготовления

Существует довольно много вариаций, семейных рецептов атканчая, но основа его неизменна уже многие столетия. Для приготовления используют:

  • черный чай – 1-2 ч.л. заварки;
  • стакан воды;
  • стакан молока;
  • щепотка соли.

В кипящей воде заваривают крепкий чай, затем в него добавляют молоко и соль, после чего снова доводят до кипения и держат на огне еще примерно 5 минут, постоянно перемешивая напиток.

Это интересно! В разных вариациях рецепта в чай с солью добавляют также сметану, сливочное масло, молотый перец или семена кунжута, а также могут изменять количество соли.

Подают атканчай в специальных пиалах – апкур-чиня. Масло кладут в каждую чашу отдельно. Пьют чай с лепешками, получается очень сытный перекус.

Несмотря на свой необычный вкус, соленый чай может порадовать набором удивительных качеств, которые делают его традиционным напитком многих народов уже несколько столетий. И хотя уклад жизни существенно изменился, и нет уже кочевых племен, нуждающихся в восстановлении сил после тяжелых походов, атканчай все также пьют в городах и селениях Восточной Азии.

Все материалы на сайте сайт представлены исключительно для ознакомления в информационных целях. Перед применением любых средств консультация с врачом ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Ни одно угощение у казахов не обходится без чая.

Казахи пьют чай «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», - писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И действительно, чай пьют и до и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Пожалуй, правило одно - ни одно угощение не обходится без чая.
Чаепитие как составная часть трапезы обязательно включено в традиционные угощения, сопровождающие многочисленные обряды казахов. Оно непременно открывает любое традиционное застолье. За чаепитием, после омовения рук, следует подача мяса. В конце трапезы раньше подавали кумыс, а сегодня вместо кумыса опять устраивают чаепитие.

Казахи традиционно предпочитают пить черный чай. В наши дни казахи называют черный чай «красненьким» (кызыл шай). Слово «красный» указывает тут не на цвет чайных листьев, а на цвет заварки и на цвет чая после добавления его в молоко: он должен быть не белесым, а красным, т.е. заварка должна быть крепкой.

Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандык – деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Там хранилось все, что нужно для чаепития: помимо самого чая, сладости, сахар, печенье, конфеты.

С молоком, солью и талканом

Сегодня казахи пьют черный чай с молоком, но так было не всегда.

Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и кипятят, «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. В Западном Казахстане во время чаепития заварочный чайник все время стоит на огне. Считается, что чай, приготовленный на углях, очень вкусен; подать такой чай гостям значит выказать им свое уважение.

Воду для чая традиционно кипятили в самоварах, которые появились у казахов вместе с чаем. Чай из самовара считается «почетнее», чем из простого или электрического чайника.

Чай «с уважением»

Вместе с чаепитием к казахам перешли и некоторые знания о существовании особенных правил питья чая, «чайной церемонии».

По традиции, у всех народов Центральной Азии, пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю. Однако в разных районах Казахстана количество чая «с уважением» разное. Так, молодая казашка, приехав из Алма-Атинской области в Кзыл-Ординскую, очень удивилась, когда ей налили чая почти на донышке – у них в ауле было принято наливать гораздо больше. Ей объяснили, что если наливать много, то это будет воспринято так, как будто ты хочешь, чтобы гость скорее ушел. Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте.

Чая, как и раньше, пьют много; хозяева все время смотрят, чтобы пиала гостя не была пустой. Гость никогда не наливает себе чай – чай наливают только хозяева – ухаживают за гостем. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: опрокинуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще одну пиалу.

В ежедневных семейных чаепитиях, чай разливает мать или старшая дочь. Разливать чай девочек специально не учат, обычно они видят, как это делает мать. В доме, где живет женатый сын, чай разливает его жена - невестка.

Сейчас, по мнению старшего поколения, невестки не умеют правильно разливать чай, поэтому им никогда не поручают это делать на больших застольях. А если пожилые и старые мужчины хотят выразить свое поощрение какой-либо невестке, то говорят, что она хорошо чай разливает.
О серьезных делах за чаем не говорят

Чаепития и устраиваются часто для того, чтобы пообщаться. Заходят ли друзья, знакомые, приезжают ли гости, прежде всего их приглашают к чаю: «Садитесь, чай попьем, поговорим». Человека, с которым хочется о чем-то побеседовать, специально приглашают на чай: «Приходи чай попить», что означает: приходи – посидим, поговорим. За чаем, когда собираются близкие родственники или знакомые, сидят очень долго; над теми, кто пьет 2–3 чашки, подшучивают: «Разве так пьют чай?!».

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: